Согласно «мусорной реформе», стартующей с будущего года в Калининградской области и по всей России, изменится расчёт тарифа, а сбором и утилизацией отходов займётся единый региональный оператор. По результатам конкурсного отбора этот статус получило государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ЕССО). Определена логистика вывоза, полигоны ТБО приведены к нормативам.
Однако до сих пор не решено несколько вопросов, которые в силу многих причин придётся решать в последний момент. Эксперты прогнозируют, что когда новая система вступит в силу, начнутся сбои.
Чего стоит опасаться горожанам и что делать, если отходы копятся на площадках, — в материале «Клопс».
Контейнеры и мусоровозы
«Самая большая сложность в том, что 70% парка техники находятся в собственности нынешних перевозчиков ТБО. И как только они уйдут — в городе возникнет острая нехватка машин», — отметил Алексей Хряпченко, директор ЕССО.
Ещё одна проблема — контейнеры. Сколько их нужно, сказать сложно — конкурсы ещё не отыграны. У регионального оператора есть идея купить недостающие, а потом сдать их в аренду управляющим компаниям.
Эти планы вызывают вопросы у управляющих компаний.
«Сейчас единый оператор отходов напоминает баристу со своим кофейным аппаратом. Он предлагает купить кофе-машину директору магазина, в котором сам же намерен торговать», — отмечает зампредседателя ассоциации городских управляющих компаний Дмитрий Коваленко.
Нет единого мнения и о том, какие мусорки должны стоять в городе.
«Для того, чтобы на площадках по сбору отходов было чисто, важно, чтобы там стояли типовые контейнеры нового образца с крышками», — подчеркивает Хряпченко.
Представители УК против.
«Районы везде разные, где-то многоэтажки с мусоропроводом, а где-то домики на две квартиры, тут уравниловку вводить не стоит», — отмечает Игорь Бородавко, руководитель управляющей компании"ЖКМР".
«Раньше перевозчики привозили свои контейнеры, которые подходили именно для этой территории, а сейчас не знаю как будет. Ведь если везде поставить огромные кески — техника не заедет. А компактные будут экономически невыгодными в крупных микрорайонах», — добавляет глава ЖЭУ «Ремжилстрой» Алексей Брезицкий.
Площадки для сбора мусора
Сейчас большинство контейнеров стоят на муниципальной земле, с будущего года эти площадки отойдут управляющим компаниям. У регионального оператора и администрации была идея поставить ёмкости рядом с каждым домом.
«Люди выбрасывают мусор, где им это удобно. Нести пакет за километр никто не будет. Поэтому и образуются стихийные свалки в Калининграде», — говорит Хряпченко.
Однако важно учитывать экономическую составляющую, считает представитель УК Дмитрий Коваленко.
«Там, где это удобно перевозчикам, сейчас стоят крупные кески на 120 кубов, и это целесообразно. Ведь самое дорогое в вопросах транспортировки ТБО — это бензин. Есть разница — один раз заехать, всё погрузить и отправиться на полигон или разъезжать по адресам?» — говорит эксперт.
Директор УК «Управдом» Виталий Тишковец согласен с коллегой. Он отмечает, что в городе есть дворы, которые совершенно недоступны для проезда.
Сколько будем платить
По словам руководителя регионального оператора, пока о тарифе говорить рано, но уже известно, что он будет самым низким по России.
«Например, для жителей Иваново рассчитали, что один житель производит 470 килограммов отходов в год, у нас это цифра равна 270 кило», — поясняет Алексей Хряпченко.
Первые платёжки мы увидим в декабре.
«Их разошлют в тестовом режиме, чтобы заранее понять всё ли правильно учтено», — говорит эксперт.
Юрлица и владельцы домов не спешат с договорами
С нового года договор с региональным оператором должны заключать не только управляющие компании, но и владельцы магазинов, медицинских и образовательных учреждений, а также частных домов.
«Мы всех предупредили заранее, чтоб они могли заложить деньги в бюджет», — уверяет Алексей Хряпченко.
Представители УК в этом не уверены.
«Работа по поиску тысячи юридических лиц, видимо, только началась», — недоумевает Дмитрий Коваленко.
«Опасаемся, что на деле искать владельца небольшой палатки и доказывать, что он выносит мусор в ближайший контейнер, никто не будет. При этом один маленький магазинчик производит отходов как половина пятиэтажки», — добавляет Алексей Брезицкий.
Увеличение объёма отходов в том или ином микрорайоне может привести к росту тарифов. Платить за учреждения и магазины придётся жильцам.
По прогнозам руководителей УК, самые большие сложности возникнут в СНТ. Владельцы домов, не заключившие договор с перевозчиком, могут остаться без этой услуги. Им нужно обратиться напрямую к региональному оператору.
Горячая линия заработает позже
В ЕССО обещают, что с января заработает колл-центр, куда можно будет звонить в случае возникших проблем.
«С нового года нам установят специальное программное обеспечение. С его помощью мы будем оперативно узнавать, какой перевозчик в какой части города отвечает за вывоз мусора», — добавляет Хряпченко.
В перспективе единый региональный оператор должен будет заняться переработкой отходов. Строить заводы у него нет финансовой возможности.
«Планируется, что необходимую инфраструктуру предоставят действующие предприятия. Но произойдёт это не раньше чем через три года», — рассказалпредседатель областного Союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко.
Калининградские перевозчики понимают, что с нового года могут лишиться работы, и стали относиться к своим обязанностям без должного рвения. Тариф на вывоз мусора будет введён с первого января. Его привяжут к числу жильцов.